Категории раздела

Мои разработки уроков и презентаций [79]
Внеклассная работа [23]
Разработки и презентации внеклассных мероприятий
Методическая работа [13]
Рабочие программы, тематическое планирование,самостоятельные работы, тесты по УМК "Перспективная начальная школа", в условиях введения новых ФГОС
Творческие работы моих учеников [30]
Проеты,исследовательские работы, участие в конкурсах ...

Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 1398

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0




Вторник, 26.09.2017, 23:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт Грефенштейн Светланы Геннадьевны
Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы » Методическая работа

Обобщение опыта и выступление на районном МО начальных классов
[ Скачать с сервера (11.82Mb) ] 24.10.2016, 19:53

              Современная система образования переживает период реформ, носящих принципиальный характер. Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьной жизни. Если мы привыкли к тому, что главное в образовательной деятельности учеников - приобрести некую сумму знаний, умений и навыков, то нам теперь придется от этого отказаться. При том количестве информации, которая обрушивается на наши головы и головы наших детей, эта сумма всегда будет недостаточной.          Важнейшая задача современного образования – развитие личности. Общество требует проявления у человека таких социально значимых качеств, как готовность к творческой деятельности, самостоятельность, ответственность, способность решать задачи в нестандартных ситуациях.  Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Время требует, чтобы новая школа научила ребенка ориентироваться в информационном потоке, четко находить и отбирать в нем необходимое количество информации и умело использовать в своей деятельности. И задача школы – дать ученику в руки (точнее, в голову) инструмент, который позволил бы не утонуть в океане информации, а умело и комфортно плыть в нужном направлении. Инновационный поиск нового в обучении приводит к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, проблемные и прочие формы и методы обучения.

            Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. Проектная деятельность – одна из важнейших составляющих образовательных стандартов второго поколения. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

         «Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Иначе говоря, окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания.

           Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят  к педагогическим технологиям XXI века.  Метод проектов предусматривает умение адаптироваться в стремительно изменяющемся  мире, и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся –  индивидуальную,  парную,  групповую,  которую  учащиеся  выполняют  в течение определенного отрезка  времени под умелым руководством учителя.

 

 Метод проектов в начальной школе можно организовать в рамках любого предмета, но в полном объеме в рамках «Окружающего мира», где учитель и ученик являются исследователями, наблюдателями, участвуют в поисковой деятельности с целью раскрыть тайны окружающего мира. В процессе познания окружающей действительности происходит совершенствование мышления и речи учащихся. Кроме этого курс «Окружающий мир»  является интегрированным, включает в себя знания по таким дисциплинам как: природоведение, история, краеведение, обществознание, экология.

              Осваивая метод проектов, дети учатся:

- планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с составленным планом;

- затем составлять план как инструкцию уже не для себя, а для других;

- потом составлять инструкцию как способ решения проблемы;

- и, наконец, учатся выполнять самостоятельно все этапы технологии проектирования: начиная с рассмотрения проблемной ситуации и заканчивая выстраиванием последовательности действий, решающих проблему.

                При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с трудностями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые необходимо добывать для достижения поставленной цели.

 

В современном понимании проект – это шесть «П»:

- Проблема,

- Проектирование (планирование),

- Поиск информации,

- Продукт,

- Презентация,

- Портфолио (т.е папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, отчёты)

 

Существуют разные виды классификаций проектов:

-исследовательские,

-творческие,

- прикладные,

- информационные,

- приключенческие, игровые,

- телекоммуникационные.

            Формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска в УМК «Перспективная начальная школа» в курсе «Окружающий мир» начинается с первого класса. Основной способ познания - наблюдение и проведение опытов, рассчитанных на все органы чувств. Дети знакомятся с главным способом получения научной информации – экспериментом. Работая в парах, дети проводят свой первый опыт в теме «Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств». В результате, которого они узнают, по каким признакам и с помощью каких органов чувств можно узнать предметы? Следующий эксперимент дети проводят, изучая тему «Животные – часть природы». Они узнают, как появляется на свет и растет цыпленок. Тема «Растения – часть живой природы»: дети узнают, что растения гибнут без воды и воздуха, что они растут и размножаются. Все свои наблюдения дети записывают в дневники, делают соответствующие выводы. При изучении темы «Как расселяются растения на новые места» ребята проверяют, переносятся ли семена на подошвах обуви человека.

              При изучении темы «Зимние изменения в природе» дети участвуют в исследовательском межпредметном проекте. Он нацелен на применение учащимися интегрированных знаний из области естествознания, математики, филологии, изобразительного искусства. По срокам проведения это среднесрочный проект, рассчитанный на 4 учебные недели, из которых экспериментальная часть заняла 3 недели. Доминирующая деятельность в этом проекте – исследовательская, выполнение творческих заданий позволяет использовать разнообразные источники информации, в том числе и собственные наблюдения. В проекте реализуются следующие темы: «Пришла зима», «Снежные загадки», «Жизнь лесных зверей зимой», «Как помочь птицам зимой», «Есть ли жизнь в воде подо льдом?», «Как зимуют травы, кустарники и деревья». Основополагающий вопрос данного проекта «Изменилась ли природа с приходом зимы?» На организационном этапе все учащиеся делятся на группы по интересам. На первом уроке определяется тема, цель, выдвигается гипотеза, составляется план, и определяются вопросы для исследования. Работа по исследованию проблемы проводится учениками самостоятельно либо с участием родителей. Продуктом этого проекта являются небольшие сообщения по данным темам, которые оформляются в виде книги-малышки. Презентация книжки проводится на празднике «Здравствуй, зимушка – зима!», на котором дети получают оценку своего труда. Ученики, принявшие участие в проекте, награждаются призами и грамотами.

           Выполненные работы рецензируются учителем, где ученик получает совет для улучшения работы. Для оценки результатов формируется жюри. В его состав могут входить учитель, родители, дети.

           Презентация проекта может также проходить на заседании классного клуба «МЫ и ОКРУЖАЮЩИЙ МИР». На защите своего проекта дети учатся излагать информацию, доказывать точку зрения, анализировать, вести дискуссию; получают положительные эмоции, которые служат стимулом для дальнейшей работы.

 

Вот еще некоторые темы работ:

- «Как семья заботится о животных?»;

- «Есть ли на ветках ранки от опавших листьев?»;

- «Лед – это замерзшая вода»;

- «Тонкий лед опасен»;

- «Чист ли белый снег?»;

- «Отчего «растут» и падают сосульки?»

             Проекты в младших классах – это проблематично, так как дети еще слишком малы для  проектирования.   Но все-таки это возможно.

 

       Педагогическая ценность проекта определяется:

-        возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;

-        содержание в нем новых проблем, которые могут послужить основной для нового проекта;

-        навыками, которые развивает в ученике работа над данным  проектом;

-        заинтересованностью ученика в работе.

 

          Обязательно присутствуют три момента: выбор, планирование, критика проекта.

           Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

           Приступая к проектированию с младшими  школьниками, следует учесть, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны.  Поэтому, если тема  уже   выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока  не угас интерес.

 

Работа по любому проекту включает в себя несколько этапов:

          Первый этап включает в себя организационный момент. В ходе этого этапа происходит распределение детей на инициативные группы. 

         Второй этап направлен на формулирование темы и целей деятельности.  Целеполагание (выделение цели с помощью учителя).

         Третий этап является подготовительным. В ходе этой деятельности составляется план деятельности по разработке проекта. На дальнейших  уроках этот план лишь корректируется при необходимости. Далее определяются основные разделы проекта.

          Четвертый этап представляет собой этап собственно проектной деятельности: выполнения проекта.   Работа проводится в группах. Причем работа может быть организована  по-разному.  Каждый раздел может разрабатываться каждой группой по очереди. Тогда результат оформления каждого раздела будет складываться из промежуточных продуктов деятельности групп. Эта форма организации удобна на первых уроках цикла, когда идет обучение учащихся и необходима руководящая роль учителя.  В дальнейшем можно каждой группе поручить разработку своего раздела и повысить этим степень самостоятельности детей. На четвертом этапе урока очень важно ролевое  участие детей в проекте. Именно здесь каждый ученик должен внести свой вклад в соответствии с выбранной ролью. 

          Пятый этап  практического применения разработанного проекта.

          Шестой этап представляет собой самоанализ проектной деятельности. В ходе самоанализа дети получают положительные и отрицательные стороны своей деятельности.

          Седьмой этап заключается в подведении итогов всей работы в целом.

          Вашему вниманию предлагаю отрывки презентаций проектов выполненных моими учащимися под моим руководством в 3 и 4 классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир».

          Дети сами выбирали тему, которая была им интересна из предложенных мной:

  • Что в лесу растет, и кто в лесу живет;
  • Лес и его обитатели;
  • Надо ли охранять болота;
  • Последняя дикая кошка;

Учащиеся делились на группы по интересам и предлагали что-то своё:

  • Интересные факты о животных;
  • Обитатели водоёмов;

После того как учащиеся выбрали тему, они начали сбор информации. Для этого ребята подбирали книги, справочники, энциклопедии, приносили их в класс и рекомендовали своим одноклассникам, находили информацию в интернете. Удачные находки во время работы над проектами становились достоянием всей группы.

Ребята работали над сбором информации в течение 3-х недель. После чего результаты поисковой деятельности начали оформлять в виде презентаций или текстового сообщения. Каждая группа защитила свой проект. Были и индивидуальные проекты.

 

          В этом году набрала 1 класс, веду внеурочную деятельность. Возникает много вопросов. Захожу в интернет, вопросов появляется ещё больше, а ответы найти можно не всегда. В разных школах внеурочная деятельность ведётся по-разному: кто как понимает тот,  так и ведёт.

Я разработала 3 программы: «Волшебная мастерская» - в 1 классе 1 час технологии, это недостаточно, решила вести кружок – дети очень любят создавать поделки своими руками. Два проекта «Русский фольклор».

Реализовать цели и задачи данного творческого объединения помогут различные формы и методы:

  • творческие задания;
  • практические работы;
  • самостоятельный поиск;
  • выразительное чтение;
  • рисунки;
  • создание сборников о жанрах русского фольклора;
  • театрализованные представления;
  • выставки изделий прикладного искусства;
  • посещение фольклорных праздников в ДШИ;
  • Посещение районного краеведческого музея.

         Использовать проектный метод можно не только на уроках окружающего мира, но и во внеурочное время. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе – наличие познавательного интереса. В первом классе это наличие только ситуативного интереса, но уже во втором классе отмечается рост устойчивого и обобщенного интереса к исследовательской деятельности.

        Программа занятий проекта «Мы познаем мир» предполагает использование разнообразных форм работы:

  • групповые занятия;
  • практическое использование полученных знаний в дискуссиях и сообщениях с использованием элементов ролевой и деловой игры;
  • экскурсии и походы;
  • практическая и исследовательская деятельность;
  • проведение экологических  праздников, конкурсов, викторин, олимпиад;
  • просмотр видеофильмов и телепередач;
  • подготовка сообщений, индивидуальных и групповых проектов;
  • работа с наглядными пособиями и наглядным материалом;
  • работа с использованием компьютерных программ.

          Метод проектов реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, обеспечивает рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.

 

Категория: Методическая работа | Добавил: Тюменцево
Просмотров: 217 | Загрузок: 12 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2017